С 2022 года Фонд социального страхования РФ переходит на проактивную(беззаявительную) выплату пособий, в том числе и по листкам нетрудоспособности(Федеральный закон от 30.04.2021  № 126-ФЗ).

Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности ипособия по беременности и родам с 1 января 2022 года будет являться только электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН).
Листки нетрудоспособности будут оформляться только в электронной форме.Листки нетрудоспособности на бумажном носителе выдаваться не будут. Обменданными будет производиться также в электронной форме.
Сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий, страхователи должны будутнаправлять в ФСС в течение 3 рабочих дней.Таким образом, участие работодателя в процессе назначения пособий будет сведено кминимуму.Однако работодатель (страхователь) по-прежнему будет являться единственнымисточником необходимых данных, например, периода, когда работник не исполнял своиобязанности именно из-за болезни.
Напоминаем работодателям о необходимости обеспечения приема и оплаты ЭЛН, атакже информировать своих сотрудников по вопросам получения электронныхбольничных.
Распечатка ЭЛН, талоны из медицинской организации и другие виды бумажныхносителей для кадровой и бухгалтерской службы от работников получать не требуется.Для приема ЭЛН на оплату достаточно получения только его номера – по телефону, поэлектронной почте, лично.
Работники, имеющие подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг получаютинформационные сообщения о своих ЭЛН, а также могут узнать всю необходимуюинформацию об ЭЛН и его
оплате в Личном кабинете получателя услуг ФСС (https://lk.fss.ru/recipient/ -вход с логином и паролем от портала Госуслуг).
Для работы с ЭЛН работодатель может использовать программы для ведения бухучета,операторов ЭДО, либо скачать на сайте ФСС бесплатную программу (поссылке
https://cabinets.fss.ru/eln.html).
Электронная подпись может быть использована таже, что и для сдачи отчетности.
Также обращаем внимание работодателей на новый сервис электронного взаимодействияс ФСС РФ для работодателей – «Социальный электронный документооборот» (СЭДО). Сего помощью
можно осуществлять взаимодействие с ФСС РФ в электронном виде, какдля получения информации об ЭЛН, так и по работе в рамках механизма «Прямыевыплаты».
Актуальную и более подробную информацию можно получить на официальном сайте и потелефонам «горячих линий» регионального отделения, где работодатель зарегистрирован вкачестве страхователя.